По словам учёных, которые на полпути к доказательству коммерческого потенциала технологий, управляемый термоядерный синтез может обеспечить энергией наши дома всего через 20 лет.
Тридцать пять стран вносят свой вклад в Международный экспериментальный термоядерный реактор (ITER), который строится в Сен-Поль-ле-Дюрансе на юге Франции.
В декабре команда ITER объявила, что реактор стоимостью 16 млрд фунтов, который считается самой сложной машиной в мире, теперь завершён на 50%.
Учёные и инженеры на пути к тому, чтобы начать генерировать «первую плазму» — облако электрически заряжённого газа столь же горячего, как и Солнце — в ядре машины в декабре 2025 года.
Термоядерная реакция — это то, что питает Солнце и другие звёзды и отвечает за огромную разрушительную силу ядерных бомб.
Оно имеет потенциал для обеспечения мира почти безграничным количеством чистой энергии с использованием водорода в качестве топлива.
Однако технических задач намного больше, чем для обычных атомных электростанций, которые полагаются на расщепляющиеся атомы, вместо сливающихся.
Генеральный директор доктор Бернард Биго сказал: «Ставки очень высоки для ITER. Когда мы докажем, что термоядерная реакция является жизнеспособным источником энергии, она в конечном итоге заменит сжигание ископаемого топлива, которое не является возобновляемым и устойчивым».
«Обеспечение чистой, богатой, безопасной, экономичной энергией станет чудом для нашей планеты».
В своей последней версии учёные ITER предсказали, что станции управляемого термоядерного синтеза войдут в строй уже в 2040 году.
Ожидается, что точный срок будет зависеть от уровня общественной поддержки, политической воли и финансовых инвестиций.
ITER описывается как «самый сложный научный проект в истории человечества».
Внутри машины водородная плазма в конечном итоге будет нагрета до 150,000,000 °С — в 10 раз горячее, чем центр Солнца, — чтобы вызвать термоядерную реакцию.
Одна из самых больших задач заключается в том, чтобы удерживать электрически заряжённое пекло от стен реактора «токамак» в форме пончика, используя гигантские магниты.
Чтобы эффективно работать, сверхпроводящие магниты должны быть охлаждены до минус 269 °С — той же температуры, что и в межзвёздном пространстве.
Европейский союз выплачивает 45% стоимости ITER. Китай, Индия, Япония, Корея, Россия и США вносят по 9% в равной степени.